Отчет о функциональности продолжения деятельности стажировочной площадки МБОУ «СОШ №3 с.Автуры Ша
12.01.2015Согласно соглашению о создании стажировочной площадки ГБОУ ДПО «ЧИПКРО» № 08 от 15 августа 2014 г. МБОУ «СОШ №3 с.Автуры Шалинского района» ЧРявляется стажировочной площадкой с 15.08.2014г. по 31.12.2014г.
1. Цели и задачи:
- привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений , отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской личностной позиции молодежи ;
- воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного , глубоко верующего, ответственного , креативного, инициативного и компетентного гражданина России ;
- духовное оздоровление и формирование физически здорового , образованного, профессионального подготовленного и социально активного человека .
Задачи:
- формирование гражданского общества на основе духовно-нравственных ценностей, гуманизма и патриотизма;
- формирование у молодого поколения нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые общечеловеческие идеалы и ценности;
- воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций народов Чеченской Республики, примерах нравственных идеалов российской и мировой истории;
- формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;
-развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;
-формирование любви к Родине и гордости за свою страну;
- воспитание подрастающего поколения на основе ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, обычном праве народов Чеченской Республики и традиционных учениях духовных лидеров.
В последнее десятилетие наиболее полно идея стажировочной площадки разработана в контексте повышения квалификации различных категорий специалистов системы дошкольного и школьного образования. В этом контексте под стажировочной площадкой понимают площадку, имеющую обобщенный инновационный опыт, распространяющую его и тем самым обеспечивающую повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности.
Стажировка – деятельность по приобретению опыта работы или повышения квалификации по специальности в течение определенного испытательного срока. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации.
Согласно соглашению о создании стажировочной площадки ГБОУ ДПО «ЧИПКРО» № 08 от 15 августа 2014 г. МБОУ «СОШ №3 с.Автуры Шалинского района» ЧРявляется стажировочной площадкой с 15.08.2014г. по 31.12.2014г.
Целью деятельности стажировочной площадки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, организация и сопровождение стажировки работников образования, а также распространение разработанных и апробированных в республике моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования.
Задачи стажировочной площадки:
- выявить проблемы и затруднения практиков;
- изменить позицию педагога-стажера в системе повышения квалификации (с позиции "потребителя" методического продукта на позицию активного, творческого создателя этого продукта);
- изменить мотивацию педагога-стажера в ходе участия в коллективной работе творческой группы над созданием общего пособия;
- активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями и знаниями.
1. Общие сведения
1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 с. Автуры Шалинского муниципального района»
Сокращенно: МБОУ «СОШ №3 с.Автуры»2. Адрес: с.Автуры, ул.Бамат-Гирей-Хаджи(Ленина) б/н;3.
Телефон : 8(938)904-88-80 4.
Почтовый индекс:3663065.
Адрес эл.почты школы avturi-3@mail.ru.
Сайт школы http://avturi-3.ru/7.
Директор МБОУ «СОШ №3 с.Автуры» - Хамидов Мовлды Хаз-МагомедовичМовлды Хаз-Магомедович Хамидов - директор МБОУ «СОШ №3 с.Автуры Шалинского муниципального района» ЧР. «Учитель-методист», «Заслуженный учитель Чеченской республики», обладатель почетного знака «За трудовое отличие», «Почетный работник образования Российской Федерации», призер (III место) в региональном этапе Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010», Председатель Союза директоров Шалинского района, член учредительного Совета Союза директоров республики, член исполкома Союза директоров республики.8.
Ответственный исполнитель стажировочной площадки - Айдамирова Зулихан Айсаевна зам.директора по ВР .
Тема стажировочной площадки : «Духовно-нравственное воспитание обучающихся»Актуальность темы обусловлена глубинными экономическими , социально-политическими, культурными и психологическими потребностями человека и общества Чеченской Республики и в связи с тем, что в Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества и обществом в целом на всех уровнях проводится масштабная работа , направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступках человека, формируют облик его личности , определяет его систему ценности и характер .Развивать духовность ребенка – значит учить к красоте, истине, добру.
Стажировочная площадка способствует реализации цели и задач в следующих направлениях:
1. Нормативно-правовое обеспечение
По данному направлению решались следующие задачи:
Выявление и решение основных проблем, вопросов, возникающих у руководителя, заместителей, учителей, а именно:
1.1. Исполнение региональных нормативных, инструктивно-методических документов по вопросам психолого-педагогического сопровождения и развития детей.
1.2. Создание нормативной базы, локальных документов, регламентирующих образовательный процесс гимназии: разработка локальных актов, регламентирующих деятельность коллектива в гимназии (приказов, положений, должностных инструкций) в условиях организации работы с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития; разработка основных образовательных программ начального и основного общего образования разработка программы стажировочной площадки по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» разработка внутришкольных программ для эффективной работы по развитию одарённости учащихся; разработка положений:
- о мониторинге качества образования в школе;
- об основных образовательных программах начального и основного общего образования;- о рабочей программе;
- о системе оценки достижения планируемых результатов ООП ОО;
- о портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающихся;
- о внеурочной деятельности на уровнях начального и основного образования;
- о школьных предметных олимпиадах;
- о школьной аналитико - диагностической службе планирования и прогнозирования развития образования.
2. Кадровое обеспечение
В работе стажировочной площадки принимали участие все члены педагогического коллектива МБОУ «СОШ №3с.Автуры Шалинского муниципального района» ЧР
Зухайраев А-П.М., зам. директора по УВР;
Юсупов Х.Х., учителя истории;
Темирсултанов С-М.А., учителя этики;
ГубаевА Т.Х., учителя чеченского языка и литературы;
Усманов А М.И., учителя чеченского языка и литературы;
Айдамирова З.А.,зам.дир. по ВР.
Исмаилова М.М. – учитель нач.классов
Темирова Р.С. – зам.дир.по ИКТ
Абдулхаджиева А.С.- зам.дир.по УВР
Магомадова А.К.- зам.дир.по УВР н/кл
Эпендиева З.С.- ОДД
Хасаева А.А. – учитель географии
Азмиева А.- учитель англ.языка
Мацаев Майрбек – зам.дир. по дух.нрав.воспитанию
Общая численность педагогических работников ОУ – 95
Квалификационная характеристика педагогов:
-имеют высшую категорию - 7
-имеют первую категорию - 29
Прошли обучение на курсах повышения квалификации 98% педагогического состава.
4. Организационное обеспечение
Для эффективной работы стажировочной площадки был осуществлён ряд организационных мер. Издан приказ о создании рабочей группы по организации работы площадки, в которую вошли лучшие педагоги школы. Они обобщили свои методические материалы и представили для ознакомления с ними стажёрам в виде мастер-классов, презентаций, открытых уроков, внеурочных занятий, занятий на метапредметной основе, творческих лабораторий. Разработаны функциональные обязанности членов рабочей группы. Проведены организационные заседания рабочей группы с целью корректировки хода стажировочной площадки.
Материально-техническое обеспечение Для организации работы стажировочной площадки были задействованы многие материально- технические ресурсы: оформлены комфортные кабинеты для занятий, оснащённые мультимедийной аппаратурой, к услугам стажёров предоставлены помещения библиотеки, Центра социально-психологической адаптации, столовой, имеется историко-краеведческий музея им. Шейха Али Митаева» . Стажёрам для организации практических занятий предоставлялся выход в Интернет, копировальная техника. 6. Информационное обеспечение
Функционирует сайт школы, на котором размещены материалы по работе площадки и все мероприятия, проводимые в ОУ.
Проведены обучающие учебно-методические семинары:
1. Профессиональные образовательные стандарты
2. Изменения в аттестации педагогических работников в 2014г.
3. Современный урок в контексте новых ФГОС.
4. Мотивация на уроке.
5. Целеполагание на уроке.
6. Современные образовательные технологии.
7. Проектная и учебно-исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.
8. Контрольно-оценочная деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования.
9. Рефлексивная деятельность.
В ходе работы использовались следующие формы работы: наглядно-демонстрационное ознакомление стажирующихся с опытом работы Учреждения по интеграции образовательных областей:
- просмотр предметно-развивающей среды групп, дополнительных помещений, рекреаций детского сада и совместных мероприятий педагогов с детьми;
презентации опыта работы педагогов и методических материалов; обсуждение и анализ просмотренных мероприятий;
организация активной практики по выполнению предварительных (домашних) заданий:
- проектирование стажирующимися собственных вариативных моделей интеграции различных областей;
- проектирование стажирующимися вариантов комплексно-тематического календарного планирования образовательной работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей;
проведение практикумов с отработкой конкретных умений стажирующихся по созданию вариантов проектирования содержания мероприятий с детьми с учетом интеграции образовательных областей;
проведение обучающих семинаров по разъяснению вариантов интеграциидетских видов деятельности;
организация промежуточных консультаций (личные встречи, разъяснения по телефону, общение по Скайпу, электронной почте и пр.);
выполнение домашних заданий с последующим обсуждением проблемных вопросов по теме;
проведение анкетирования, тестирования с целью диагностики, учета и прогнозирования образовательных потребностей стажирующихся;
создание информационного банка данных по проблеме интеграции образовательных областей (подборка литературы, статей из журналов);
самостоятельное изучение стажирующимися отдельных вопросов;
рефлексивный анализ изученных тем учебного плана стажировочной площадки;
выполнение заказов стажирующихся: оформление печатных материалов на электронных и бумажных носителях.
Работа в подготовительном режиме позволила реализовать в данных образовательных учреждениях инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в повышении квалификации учителей по теме. Образовательные учреждения нуждаются в оказании консультативной и методической помощи по вопросам организации работы стажировочной площадки. Совместно с рабочей группой стажировочной площадки проведена работа по составлению алгоритма и плана работы, программы модульных курсов, семинаров и методических мероприятий. Педагоги делились своим опытом, проводили семинары, посещали уроки, обсуждали и анализировали их. Свой опыт педагоги представляли в форме мастер-классов, презентаций, выставок, практических семинаров, открытых уроков, внеурочных занятий, занятий на метапредметной основе, заседаний предметных методобъединений, педсоветов.
В ходе подготовки ОУ к стажировочной деятельности использовались следующие формы работы: обсуждение и анализ проведенных мероприятий; организация активной практики по выполнению предварительных (домашних)заданий: - проектирование стажирующимися собственных вариативных моделей интеграции различных областей;- проектирование стажирующимися вариантов комплексно-тематического календарного планирования образовательной работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей; проведение практикумов с отработкой конкретных умений стажирующихся по созданию вариантов проектирования содержания мероприятий с детьми с учетом интеграции образовательных областей; проведение обучающих семинаров по разъяснению вариантов видов деятельности; организация промежуточных консультаций (личные встречи, разъяснения по телефону, общение по Скайпу, электронной почте и пр.); выполнение домашних заданий с последующим обсуждением проблемных вопросов по теме; проведение анкетирования, тестирования с целью диагностики, учета и прогнозирования образовательных потребностей стажирующихся; создание информационного банка данных по проблеме интеграции образовательных областей (подборка литературы, статей из журналов); самостоятельное изучение стажирующимися отдельных вопросов; рефлексивный анализ изученных тем учебного плана стажировочной площадки; выполнение заказов стажирующихся: оформление печатных материалов на электронных и бумажных носителях. Самооценивание педагогами собственных результатов осуществлялось в форме рефлексии дня и анкетирования по итогам продвижения в теме площадки. Опыт организации стажировочных площадок показал возможности новых форм повышения квалификации, перехода от индивидуальных форм к командным, тенденции передачи отдельных функций системы повышения квалификации из ведения государства к профессиональным учительским сообществам.
Решение задач стажировочной площадки как инновационного проекта по модернизации общего образования стало возможно только благодаря активному включению в него всех участников образовательного процесса. Было запланировано провести семинары по теме: «Структура современного урока» Цель по данной теме:изучить особенности современного урока в рамках ФГОС-2; новая формула выстраивания урока.Форма проведения: практический семинар, «круглый стол», обмен опытом
Основные направления, на которые было обращено внимание это:
1. Изучение требований к современному уроку в рамках требований ФГОС. Критерии современного урока.
2. Анализ и самоанализ урока.
3. Коммуникативные компетентности учителя.
4. Анализ входных контрольных работ и пути повышения качества в каждом классе. Итоги проверки техники чтения. Методы и приёмы по повышению техники чтения.
Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.Каким должен быть современный урок? Какой он, современный урок в действительности? Что влияет на «современность» урока?И, какой урок нужен сегодняшним школьникам? Эти вопросы часто мы задаём себе и не всегда находим ответы. Постараемся сегодня разобраться в этих понятиях и найти ответы на эти вопросы и другие, касающиеся современного урока.Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Существует три постулата современного урока: Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
В своей деятельности учителя осуществляли следующие задачи:
• стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
• совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения;
• обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
• создание единого образовательного пространства, интеграция начального и дополнительного образований во внеурочной деятельности; • создание условий для развития и формирования у детей основных учебных компетенций. Для выполнения поставленных задач в школе сложились все необходимые условия:
• стабильный педагогический коллектив;
• Проведение семинаров практических( открытый урок, тестирование) и теоретических .
• родители, желающие принимать активное участие в деятельности школы;
• обучающиеся, вовлеченные в учебную и внеурочную деятельность;
• повышение квалификации педагогических работник в ЧИПКРО ( все работники прошли эти курсы).
С сентября месяца нового учебного года были проведены семинары со следующими учителями:
Цель семинара
Семинар преследует цель систематизации знаний слушателей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения формирования мотивационной готовности участников к педагогической и управленческой деятельности по реализации стандарта и включение участников в наработку практических навыков его введения.Категория участников семинара :представители ЧИПКРО, директор школы, стажировочная группа, учителя, ученики.Продолжительность семинара: 2 часа Вниманию учителей представлены некоторые основные фрагменты книги А. Асмолова(Доктор психологичеких наук, ученный,профессорРАО,членпризидиума российской академии) «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», статьи Государственного образовательного стандарта начального образования, которые необходимо применять в работе каждому педагогу. По окончанию семинаров проводился круглый стол, где обсуждали: Планирование урока строить по современным требованиям. Использовать в работе памятки и рекомендации для учителей. Были представлены рекомендация о построении технологической карты урока для всех учителей. Каждому были подготовлены рекомендации по оформлению технологической карты урока, раздала памятки для составления анализа и самоанализа современного урока, сообщила, на что необходимо обращать внимание при самоанализе урока, какие могут возникнуть сложности при формировании урока. 05 ноября 2014 года на базе стажировочной площадки МБОУ «СОШ №3 с.Автуры» в были проведены курсы по теме «Духовно-нравственное воспитание» и «Современный урок в контексте новых ФГОС».В работе семинара приняли участие две школы – это Сержень-юртовская Гимназия №9 «Возрождение» и МБОУ «СОШ №3 с.Автуры».Присутствовали 89 человек.Было проведено 4 семинара по теме «Аттестация педработников , по методике Шадрикова В.Д.» в декабре 2014г. На курсах выступали Закриева Петимат Мерлоевна – Координатор стажировочной площадки, Темирова Тамара – зам.дир. по ИКТ, Исмаилова Марха – учитель начальных классов, Хамидов Мовлды Хаз-Магомедович – директор школы.Магомадова Айна К. – зам.дир.по УВРБыли просмотрены презентации и проведены мастер классы , тестирование.
По окончанию семинара участники обменялись мнениями, а также высказали много положительных отзывов по организации и проведению семинара.
Вывод:Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что цели достигнуты, поставленные задачи решены. Стажировочная площадка МБОУ «СОШ №3 с.Автуры Шалинского района» ЧР по теме «Духовно- нравственное обучение » готова к продолжению функционирования, так как в состоянии оказать методическую помощь другим школам для решения учебно-воспитательных задач, обеспечить повышение квалификации по направлениям инновационной деятельности.
Рекомендации: МБОУ «СОШ №3 с.Автуры Шалинского района» ЧР действительно является современной инновационной формой трансляции передового педагогического опыта, позволяющей не только познакомиться с идеями и находками педагогов базового образовательного учреждения, но и практическим путем присвоить их в результате деятельности каждого участника стажировки по реализации совместных образовательных задач.